Конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия, известная как Конвенция о всемирном наследии, является международным соглашением, признанным во всем мире государствами-участниками. Подписывая Конвенцию, каждая страна обязуется сохранять не только объекты всемирного наследия, расположенные на ее территории, но также защищать и свое национальное наследие.
Страны, присоединившиеся к Конвенции о всемирном наследии, соглашаются определять и номинировать природные и культурные объекты выдающейся универсальной ценности на своей территории, которые будут рассматриваться для включения в Список всемирного наследия (Руководство, пункт 49). Объекты также должны соответствовать как минимум одному из десяти критериев отбора.
Каждый объект в Списке всемирного наследия имеет свою собственную Декларацию о выдающейся универсальной ценности (ВУЦ). Это включает краткий синтез его значимости (ценностей), критериев, целостности и подлинности, а также действующих механизмов управления. Эти термины разъясняются в Руководстве по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия (ссылка на документ на русском), которое, вместе с текстом Конвенции, является основным рабочим инструментом по всемирному наследию.
Три столпа выдающейся универсальной ценности. Источник: на основе МСОП (2007)
Почему данное место важно?
На основании Руководства по выполнению Конвенции (пункт 77) (ссылка на документ на английском; ссылка на русском) Комитет рассматривает объект как имеющий выдающуюся универсальную ценность (см. пункты 49–53), если объект соответствует одному или нескольким из следующих критериев. Таким образом, номинированные объекты должны:
(i) являться шедевром творческого гения человека;
(ii) отражать воздействие, которое оказывает смена общечеловеческих ценностей в пределах определённого периода времени или определённого культурного района мира, на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или планирования ландшафтов;
(iii) являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей;
(iv) являться выдающимся образцом типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества;
(v) являться выдающимся образцом характерным для данной культуры (или культур) традиционного человеческого поселения, землепользования или водопользования, или выдающимся образцом взаимодействия человека с окружающей средой – особенно в тех случаях, когда такой образец стал уязвимым под воздействием необратимых перемен;
(vi) быть прямо или косвенно связанным с событиями или существующими традициями, с идеями или верованиями, или с произведениями литературы и искусства, имеющими выдающееся универсальное значение (по мнению Комитета, данный критерий следует использовать преимущественно в сочетании с другими критериями);
(vii) включать величайшие явления природы или места исключительной природной красоты и эстетической ценности;
(viii) представлять собой выдающийся образец, отражающий основные этапы истории Земли, включая следы древней жизни, продолжающиеся геологические процессы развития форм земной поверхности, имеющие важное значение, или значительные геоморфологические и физиографические явления;
(ix) представлять собой выдающийся пример важных и продолжающихся экологических и биологических процессов эволюции и развития наземных, речных и озерных, прибрежных и морских экосистем, а также сообществ растений и животных;
(x) включать природные ареалы, наиболее важные и значительные с точки зрения сохранения in-situ биологического разнообразия, в том числе ареалы обитания исчезающих видов, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки и охраны природы
Правдиво ли оно? Культурная ценность должна быть правдиво и достоверно выражена через разнообразие атрибутов (Руководство, пункт 82)
Рассказывает ли оно целостную историю?
Целостность – это мера единства и неповрежденности наследия и его атрибутов (Руководство, пункт 88)
Что необходимо для обеспечения его будущего? Охрана и управление включают в себя соответствующие правила, план управления или другую задокументированную систему управления, определенные границы и буферные зоны, а также систематический мониторинг и отчетность по каждому объекту всемирного наследия.
Комитет всемирного наследия приглашает все заинтересованные стороны к сотрудничеству и продвижению следующих целей:
Эти стратегические цели были утверждены в 2002 г. Будапештской декларацией о всемирном наследии и последующим добавлением «Пятой C» - «Сообщества», предложенным Новой Зеландией на заседании Комитета всемирного наследия в 2007 г.
Интеграция этих целей четко прослеживается в Рекомендации ЮНЕСКО об исторических городских ландшафтах и Целях устойчивого развития.
Рекомендация была принята 10 ноября 2011 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Это был первый инструмент, посвященный исторической среде, выпущенный ЮНЕСКО за 35 лет.
Цели в области устойчивого развития (ЦУР), также известные как Глобальные цели, были приняты всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2015 году как универсальный призыв к действиям по искоренению бедности, защите планеты и обеспечению мира и процветания к 2030 году. цели образуют программу устойчивого, универсального и амбициозного развития, программу людей, людей и людей, задуманную при активном участии ЮНЕСКО.
В 2020 году ИКОМОС выпустил Руководство по политике достижения целей в области устойчивого развития для субъектов наследия и развития. Руководство по политике было разработано Рабочей группой ИКОМОС по ЦУР. Настоящий руководящий документ преследует двоякую цель: 1) привлечь участников процесса развития и повысить осведомленность о потенциальном вкладе практики сохранения наследия в процессы устойчивого развития; 2) направлять членов ИКОМОС и специалистов по наследию в целом в принятии перспективы устойчивого развития в своей практике сохранения наследия и согласовании их с ЦУР. В нем есть программные заявления по каждой ЦУР, проиллюстрированные тематическими исследованиями.
Узнайте больше о Руководстве и ресурсах по Конвенции о всемирном наследии, мониторинге и отчетности, а также о национальной законодательной базе.